Сбербанк назвал главные тренды банковской сферы в 2018 году

К числу важнейших изменений в Сбербанке отнесли рекордное увеличение объемов кредитования физических лиц и исключительно быстрый рост доли транзакций по банковским картам, проведенных бесконтактным методом

Эксперты Сбербанка назвали важнейшие тренды, отражавшиеся на банковской системе России в 2018 году. На первое место в списке изменений в своем отчете (есть в распоряжении РБК) они поставили рекордный прирост кредитования физических лиц, особенно заметный на фоне невысоких темпов роста объема кредитов юридическим лицам.

Со ссылкой на данные ЦБ, эксперты Сбербанка отмечают, что уже по итогам января—ноября 2018 года общий объем кредитов, выданных физическим лицам, на 15% превысил считавшийся до сих пор рекордным показатель 2013 года. Важнейшей причиной столь бурного роста в Сбербанке считают выход на исторический минимум (9,4% годовых) ставок по ипотеке. В результате за первые 11 месяцев 2018 года прирост ипотечных кредитов увеличился почти на 60% (с 682 млрд до 1,09 трлн руб.).

Погоня за ставками: чем вызван ажиотажный спрос на ипотеку Финансы

Эксперты Сбербанка прогнозируют, что по итогам 2018 года в целом вклад ипотечного портфеля в общий прирост кредитов физлицам превысит 1 трлн руб., что станет максимумом за предыдущие десять лет.​

К числу важнейших трендов года эксперты Сбербанка относят девалютизацию балансов банков: предприятия и население сокращают объемы средств на своих валютных вкладах и счетах, одновременно наращивая объем рублевых сбережений. В то же время в 2018 году продолжили сокращаться объемы выдачи валютных кредитов.

«В результате банки успешно поддерживают валютную ликвидность на достаточном уровне, но при этом значительно снижают валютные риски на своем балансе», — говорится в отчете Сбербанка.

ЦБ объявил о новых ограничениях для выдачи потребительских кредитов Финансы

​Особое внимание эксперты Сбербанка обращают на перемены, происходящие в сегменте банковских карт, доход от которых играет ведущую роль в непроцентных доходах кредитных организаций. По данным Сбербанка, ситуация на рынке свидетельствует об исчерпании возможностей для экстенсивного роста, так как на каждого взрослого жителя России уже сейчас приходится по 2,5 эмитированной российскими банками карты. В общей сложности карт на руках уже более 270 млн, однако хотя бы раз в месяц из них использовалось в 2018 году только 102 млн.

«В целом вряд ли стоит ждать бурного роста количества карт в обращении, и уж во всяком случае увеличение их числа теперь дает минимальный прирост клиентов», — отмечается в отчете.

При этом те владельцы карт, которые ими действительно пользуются, по оценкам Сбербанка, стали делать это гораздо чаще. Только в январе—сентябре 2018 года россияне оплачивали своими картами товары и услуги 17,2 млрд раз (+41% к показателю за аналогичный период 2017 года). При этом карточками россияне теперь расплачиваются не только за крупные покупки, но и за различные мелочи. В 2018 году с помощью карт было осуществлено 266,7 млн платежей на сумму не более 100 руб., что составляет 20,6% от общего числа платежных транзакций.

​В отчете Сбербанка отмечается, что увеличению числа мелких платежей помогло то, что у россиян стало больше возможностей расплатиться картой за проезд в общественном транспорте.

«За год число операций оплаты транспорта выросло более чем в десять раз, до 11 млн операций в месяц. Картой можно расплатиться в общественном транспорте в 71 российском городе», — отмечают эксперты Сбербанка.

Согласно их оценке, в 2018 году общий объем транзакций по картам в розничнном сегменте рынка приблизится к 20 трлн руб.

К числу главных трендов 2018 года в Сбербанке отнесли также:

  • переориентацию клиентов банков на онлайн-услуги. В частности, только число пользователей мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» за год (с октября 2017 года по октябрь 2018-го) выросло почти в полтора раза;
  • ​рост объемов кредитования малого и среднего бизнеса;
  • увеличение числа пользователей инвестиционных продуктов на фоне снижения доходности депозитов;
  • рост доходов населения России и его потребительской активности;
  • улучшение защищенности систем Сбербанка.

Источник