Какие санкции грозят России в 2019 году

Какие санкции грозят России в 2019 году

Базовый прогноз: негативный

Эксперты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ совета РїРѕ международным делам (Р РЎРњР”) подготовили доклад Рѕ санкциях РІ отношении Р РѕСЃСЃРёРё, проанализировав итоги 2018 РіРѕРґР° Рё сделав РїСЂРѕРіРЅРѕР· РЅР° 2019 РіРѕРґ. Р?Р· документа следует, что санкционное давление РЅР° Р РѕСЃСЃРёСЋ будет расти. Степень этого давления будет зависеть РѕС‚ целого СЂСЏРґР° политических Рё правовых факторов, которые проанализированы РІ докладе.

Доклад Рѕ санкциях подготовлен программным директором Р РЎРњР” Р?ваном Тимофеевым Рё экспертом совета Владимиром Морозовым. Отметив, что 2018 РіРѕРґ прошел «в режиме эскалации санкций против Р РѕСЃСЃРёРёВ», РѕРЅРё предположили: «В 2019 РіРѕРґСѓ давление РЅР° Р РѕСЃСЃРёСЋ будет увеличиваться». «Мы характеризуем базовую тенденцию как самоусиление Рё самовоспроизводство санкций РІ силу накопленной правовой базы, крайне РЅРёР·РєРѕР№ вероятности разрешения политических противоречий Рё высокой чувствительности Рє провокационным действиям Рё событиям»,— РїРѕСЏСЃРЅСЏСЋС‚ авторы. РџРѕ РёС… мнению, РІ сложившейся обстановке локальные Рё периферийные РєСЂРёР·РёСЃС‹ РјРѕРіСѓС‚ иметь непропорционально высокие последствия.

Эксперты отмечают, что к 2018 году политика санкций против России обрела несколько важных тенденций:

  • Санкции против Р РѕСЃСЃРёРё РЅРѕСЃСЏС‚ разноскоростной режим. Усиливается разрыв политики РЎРЁРђ Рё ЕС РІ отношении Р РѕСЃСЃРёРё. РЎРѕ стороны РЎРЁРђ наблюдается экспоненциальная эскалация антироссийских санкций. РЎРѕ стороны ЕС — последовательное выполнение ранее принятых решений РїРѕ «украинскому пакету» РїСЂРё ограниченном наращивании санкций.
  • Санкции оказывают РїСЂСЏРјРѕРµ или косвенное воздействие РЅР° партнеров Р РѕСЃСЃРёРё, таких как Китай, Р?РЅРґРёСЏ Рё РґСЂСѓРіРёРµ. Наблюдаются разные РїРѕРґС…РѕРґС‹ правительств Рё частного бизнеса Рє санкциям против Р РѕСЃСЃРёРё РІ странах-партнерах: правительства критикуют санкции, тогда как частный бизнес вынужден приспосабливаться Рє санкционному режиму РЎРЁРђ Рё РІ целом выполнять его.
  • Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРµ правительство предпринимает шаги РїРѕ адаптации Рє санкциям. Сохраняются возможности для работы РЅР° СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј рынке иностранных компаний, создаются новые механизмы для международных экономических связей РІ РѕР±С…РѕРґ санкций, используются точечные контрсанкции. Вместе СЃ тем предотвращение влияния санкций РЅР° Р РѕСЃСЃРёСЋ остается крайне сложной задачей РІ силу значительной асимметрии экономических потенциалов РІ сравнении СЃРѕ странами—инициаторами санкций, Р° также доминированием РЎРЁРђ РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ финансовой системе.
  • Растет давление американских санкций РЅР° РґСЂСѓРіРёРµ страны. Р’ числе ключевых индикаторов — выход РЎРЁРђ РёР· иранской ядерной сделки Рё возобновление санкций против Тегерана. РќР° этом фоне обозначились разногласия между РЎРЁРђ Рё ЕС. Брюссель принимает меры РїРѕ защите бизнеса РёР· стран ЕС, Р° также рассматривает возможности долгосрочных решений РїРѕ повышению роли евро РІ мировых расчетах.
  • Крупный международный бизнес сохраняет приверженность требованиям американских регуляторов Рё санкционного законодательства РЎРЁРђ независимо РѕС‚ страны происхождения бизнеса Рё политических позиций национальных правительств. Р’ руках РЎРЁРђ сохраняется мощный рычаг воздействия РЅР° бизнес путем использования санкций.
  • Нарастает политическая неопределенность, РІ которой обостряются кризисные ситуации. РћРЅРё порождают новые санкции, особенно РІ случаях РЅРёР·РєРѕР№ эффективности дипломатии Рё ограниченных возможностей РїРѕ применению военной силы. «Дело Скрипалей», применение химического оружия РІ РЎРёСЂРёРё, ситуация РІРѕРєСЂСѓРі «вмешательства РІ выборы» Рё инцидент РІ РђР·РѕРІСЃРєРѕРј РјРѕСЂРµ показывают уязвимость Рє локальным кризисам Рё порождают «автоматизм» политики санкций.
  • Применение санкций против Р РѕСЃСЃРёРё РІ 2019 РіРѕРґСѓ, как сказано РІ докладе, будет определяться СЂСЏРґРѕРј политических Рё правовых факторов. Р’ числе политических:

    • Ситуация РЅР° Украине, СЂРёСЃРєРё эскалации конфликта РЅР° Донбассе, провокаций РІ РђР·РѕРІСЃРєРѕРј Рё Черном РјРѕСЂСЏС…, РЅР° границах СЃ Крымом. Базовый РїСЂРѕРіРЅРѕР· РїРѕ Украине РЅР° 2019 РіРѕРґ предполагает снижение стабильности РІ Донбассе, ухудшение отношений СЃ Киевом, дальнейшую деградацию РјРёРЅСЃРєРёС… соглашений. РџРѕ мнению экспертов, выросла вероятность резкого обострения ситуации РёР·-Р·Р° инцидентов Рё провокаций военного характера. Секторальные санкции против Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ «украинскому пакету» РІ 2019 РіРѕРґСѓ сохранятся. РџСЂРё постепенном ухудшении СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕ-украинских отношений, расширение санкций коснется лишь СЃРїРёСЃРєРѕРІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… физических Рё юридических лиц.
    • Ближний Восток. Основные СЂРёСЃРєРё, как следует РёР· РѕР±Р·РѕСЂР°, связаны СЃ ситуацией РІ РЎРёСЂРёРё Рё вероятностью провокаций СЃ использованием химического оружия. Тем РЅРµ менее базовый РїСЂРѕРіРЅРѕР· состоит РІ том, что сирийская проблематика РЅРµ приведет Рє радикальному усилению санкций против Р РѕСЃСЃРёРё. Р?С… наращивание может ограничиться точечными мерами СЃРѕ стороны РЎРЁРђ против отдельных СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… физических Рё юридических лиц.
    • Внутриполитическая ситуация РІ РЎРЁРђ Рё РІ ЕС. Базовый РїСЂРѕРіРЅРѕР· экспертов Р РЎРњР” состоит РІ том, что, несмотря РЅР° общее снижение остроты темы вмешательства РІ 2019 РіРѕРґСѓ, РѕРЅР° СЃ «задержкой» получит отражение РІ законодательстве СЃ перспективой серьезной эскалации санкций вплоть РґРѕ новых секторальных ограничений. Специалисты ожидают новых ограничений СЃРѕ стороны РЎРЁРђ против энергетического Рё финансового секторов. Введению таких рестрикций Р±СѓРґСѓС‚ содействовать РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЏ Рѕ возможном импичменте действующего президента Рё старт избирательной кампании РІ конце 2019 РіРѕРґР°.
    • Р’ ЕС фактор «российского вмешательства» будет носить менее критичный характер. Базовый РїСЂРѕРіРЅРѕР· экспертов: сохранение темы РІ информационном поле РїСЂРё отсутствии новых значительных санкций РїРѕ данной тематике.
    • Политический «черный лебедь». Р’ 2018 РіРѕРґСѓ среди «черных лебедей» пальму первенства авторы отчета уверенно отдают «делу Скрипалей». Р?нцидент РІ Солсбери, РїРѕ РёС… словам, РЅРµ привел Рє формированию механизмов РєСЂРёР·РёСЃРЅРѕРіРѕ регулирования, способных справляться СЃ такими проблемами. Более того, РѕРЅ создал почву для новых инцидентов. Эксперты оценивают СЂРёСЃРєРё «нового Солсбери» РІ 2019 РіРѕРґСѓ как высокие. Эскалация санкций РЅР° этом фоне будет касаться расширения СЃРїРёСЃРєР° физических Рё юридических лиц, модификации законов (РІ особенности РІ РЎРЁРђ), Р° также действий исполнительной власти РЎРЁРђ против предполагаемых «виновных».

    В числе правовых факторов составители доклада отмечают нормативные документы, само существование которых предполагает законодательные, правоприменительные или исполнительные действия в 2019 году:

    • Р?мплементация закона PLВ 115–44 (CAATSA). Р’ Р·РѕРЅРµ наибольшего СЂРёСЃРєР° — «Северный поток-2В» Рё СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ военно-промышленный комплекс, хотя закон потенциально может затронуть значительно более широкий РєСЂСѓРі РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ.
    • Р?мплементация закона PLВ 102–182 РѕС‚ 4 декабря 1991 РіРѕРґР°. «О контроле Рё уничтожении химического Рё биологического оружия». Речь может пойти Рѕ запрете финансовым институтам РЎРЁРђ кредитовать Р РѕСЃСЃРёСЋ (что Рё так ограничено секторальными санкциями), сворачивании экспорта Рё импорта (который Рё так невелик) или отказе для полетов СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… авиакомпаний РІ РЎРЁРђ (что невыгодно самим американцам). Однако РІ РЎРЁРђ, РїРѕ РїСЂРѕРіРЅРѕР·Сѓ авторов доклада, может быть поставлен РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ доработке закона, либо его РЅРѕСЂРјС‹ РІ измененном РІРёРґРµ Р±СѓРґСѓС‚ инкорпорированы РІ РЅРѕРІРѕРµ санкционное законодательство против Р РѕСЃСЃРёРё, РІ частности DASKAA Рё DETER. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ направление доработки РЅРѕСЂРј закона — акцент РЅР° РёС… экстерриториальном характере.
    • Обсуждение РІ конгрессе законопроектов DETER Рё DASKAA. Принятие РЅРѕРІРѕРіРѕ санкционного законодательства РІ развитие законов PLВ 115–44 Рё PLВ 102–182. Эксперты Р РЎРњР” рассматривают принятие новых более жестких американских законов РІ отношении Р РѕСЃСЃРёРё как базовый РїСЂРѕРіРЅРѕР·. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ проблемой для Р РѕСЃСЃРёРё станет перспектива усиления санкций против энергетического Рё финансового секторов. Полное эмбарго энергетического сектора Рё санкции против обязательств СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ суверенного долга потенциально нанесут вред Рё американскому бизнесу, что может потребовать более РјСЏРіРєРёС… формулировок. Принятие закона РІ текущем РІРёРґРµ приведет Рє шоку РЅР° СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј фондовом рынке. Р’ качестве базового РїСЂРѕРіРЅРѕР·Р° авторы доклада рассматривают более РјСЏРіРєРёРµ формулировки.
    • Р?мплементация указа президента в„–13848. Указ обязывает разведку РЎРЁРђ дать заключение Рѕ вмешательстве РІ промежуточные выборы РІ Конгресс. РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ заключения РјРѕРіСѓС‚ вводиться персональные, Р° затем секторальные санкции. Базовый РїСЂРѕРіРЅРѕР· экспертов подразумевает высокую вероятность того, что Р РѕСЃСЃРёСЏ будет обвиняться РІ попытки вмешаться РІ промежуточные выборы РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°, хотя конкретные случаи Р±СѓРґСѓС‚ характеризоваться как малочисленные Рё эпизодические. Возможные персональные санкции. Секторальные санкции РїРѕ данному указу, РїРѕ мнению авторов РѕР±Р·РѕСЂР°, маловероятны.
    • Дальнейшее использование указов президента в„–13660, в„–13661, 1в„–3662 Рё директив Рє нему. Как Рё РґСЂСѓРіРёРµ действующие РЅРѕСЂРјС‹, данные указы Р±СѓРґСѓС‚, как РїРѕСЏСЃРЅСЏСЋС‚ эксперты, применяться РІ качестве «санкций Р·Р° нарушение санкций». Речь идет Рѕ применении штрафов Минфина РЎРЁРђ Рє компаниям—нарушителям санкционного режима. Р’ 2018 РіРѕРґСѓ появился первый случай урегулирования претензий Минфина РїРѕ нарушению санкций «украинского пакета» (случай компании Cobham). Р’ будущем число таких случаев будет, как следует РёР· доклада, нарастать.

    Авторы напоминают, что сейчас против России действуют санкции 37 государств.

    Источник